Встреча с председателем молодежного крыла армянской общины г. Минска Республики Беларусь Кареном Мурадяном.
ВСТРЕЧА АКТИВИСТА МОЛОДЕЖНОГО СЕКТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ МОЛОДЕЖНОГО КРЫЛА АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ Г. МИНСКА КАРЕНОМ МУРАДЯНОМ.
Нина Саргсян: - Начнём, наверное, с небольшого рассказа о возникновении белорусской армянской общины, немного об истории, знаковые фигуры, которые повлияли на Минск и Беларусь в общем.
Карен Мурадян: - Община в этом здании существует больше 20 лет. Вот в этом здании, в этом помещении, где мы сейчас находимся, были и школа, и репетиционный зал, и, в принципе, всё остальное.
Если говорить о функциях общины – это связь с исторической родиной и людьми, которые здесь проживают; решение вопросов с документами, перевозки и другие направления.
При общине существует замечательный ансамбль «Эребуни» - одна из визитных карточек белорусской общины, а вторая – школа. Также есть религиозное подразделение, которое занимается вопросами крещения, венчания и т.п.
Общину возглавляет Георгий Анушаванович Егиазарян. Истоки общины были заложены в 70-х годах и структура не менялась с момента возникновения общины.
Нина Саргсян: - Вот если говорить о ключевых видах деятельности: вот вы ранее сказали, что есть школа, у вас есть ансамбль, но есть же ещё другие направления, которыми вы занимаетесь или же на этом, в принципе, деятельности общины заканчивается?
Карен Мурадян: - Ещё есть молодёжная часть. Т.е. это три части, по которым идёт самая активная деятельность.
Нина Саргсян: - Если говорить о вашей команде, могли бы вы описать вашу команду – из кого она состоит?
Карен Мурадян: - Конечно. Председатель, как я ранее сказал, Георгий Анушаванович Егиазарян, руководитель ансамбля «Эребуни» - Рузанна Георгиевна Ованнисян, директор школы - Гаяне Вазгеновна Агаджанян, я и мой большой друг Георгий Арменакович Геворков – сопредседатели молодежного крыла общины. Мы с ним подхватили инициативу и продвигаем. В структуре есть лидеры по направлениям. В школе также есть своя структура, там работают прекрасные учителя. При школе, кстати, действует свой вокально-инструментальный ансамбль «Наири». Там дети-школьники и подростковый возраст, а «Эребуни» - это уже ребята постарше, например, студенты.
Нина Саргсян: - Назовите, пожалуйста, 3 мероприятия, которые помогли показать лицо армянской диаспоры Беларуси.
Карен Мурадян: В первую очередь, конечно, фестиваль «Золотой абрикос» - мероприятие, которое демонстрировало лицо армян, которые находятся в Беларуси. Участие принимали армяне, которые росли и формировались как артисты на белорусской земле. При этом, они не потеряли свою армянскую наследственность – это и есть демонстрация того, что мы хоть и на земле, которая нас приютила, но при этом сохраняем свою фундаментальную традиционность. Второе – это крещение и венчание для белорусских армян, которые мы организовываем раз в год. Третье мероприятие – это, конечно, фестиваль «Миасин» - мы делаем для молодежи. На базе санатория мы приглашаем всех ото всех уголков Республики Беларусь. В прошлом году была попытка пригласить наших соседей из России, Украины, Латвии и Литвы. К сожалению, по разным причинам у ребят не получилось приехать к нам, однако нам удалось собрать 150 человек. Главная цель для нас – создание армянского очага из армянского мужчины и армянской девушки.
Нина Саргсян: - Вы уже ранее говорили об армянских ансамблях в Минске, а вот какие ещё имеются армянские объединения на территории республики?
Карен Мурадян: - Танцевальные ансамбли существуют в Гродно и в Витебске.
Нина Саргсян: - Есть ли какие-либо связи между армянской общиной и другими национальными объединениями?
Карен Мурадян: - Да, есть. Например, с одной из (их много) еврейских общин мы провели КВН. Были две армянские команды и одна еврейская.
Нина Саргсян: - Вот, кстати, вы сказали, что их (общин) много. Как вы считаете, когда на территории одной страны или одного города нет единой общины, а есть две или три разобщенные организации, которые особо не взаимодействуют между собой – с вашей точки зрения это хорошо?
Карен Мурадян: - Всё-таки нужно придерживаться одной централизованной линии,чтобы был один орган,который будет контролировать деятельность всех остальных, потому что по отдельности они могут потерять свой смысл.
Нина Саргсян: - Позвольте я сейчас затрону духовную часть. Когда я собираясь в отпуск в Минск, первым делом,что я начала искать в интернете – это армянская церковь, потому что во всех городах,в которых я бываю, я всегда иду в армянскую церковь, ведь для меня это то место, где начинается армянство. Это тот кусок земли, где можно почувствовать себя, действительно, армянином. И, к сожалению своему и к большому удивлению я не нашла никакой информации об армянской церкви в Минске. А теперь тот вопрос, о котором мы говорили в самом начале: как так получается,что в целой республике ни одной армянской церкви?
Карен Мурадян: - Вопрос о строительстве церкви сейчас очень сильно прогрессирует и уходит в завершающую стадию. Мы знаем,что нам выделяют весьма хорошую землю в живописном уголке. Было много отказов по различным причинам. Однажды нам выделили землю,всё было хорошо, но возник вопрос в следующем: земля под строительство была в черте города в плотно заселенном районе и местным жителям показалось, что церковь будет мешать доступу в парк. Мы провели открытое голосование. Мы любим и уважаем ценности этого города и не могли себе позволить построить церковь там, где она мешала бы кому-либо или в чем-либо, поэтому этот вопрос перенесли и нам показалось, что это был правильный шаг. У нас есть общенациональные даты, например, 24 апреля или же годовщина землетрясения в Армении и другие трагические даты. В эти дни мы собираемся у хачкара на военном кладбище (прим. «хачкар» (арм. խաչքար) — дословно «крест-камень») - вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста). Хачкар – маленький духовный центр, о котором мы знаем и в такие даты мы ходим именно к нему. Мы готовы к строительству церкви. Молодежь сама неоднократно проявляла инициативу участия в строительстве: мы сами, в том числе и я, с удовольствием, готовы пойти и помогать на стройке. Сейчас остались формальности.
Нина Саргсян: - Армянская община в Минске, в Беларуси, как-то участвует в политической жизни страны с точки зрения лоббирования интересов?
Карен Мурадян: - Нет, нам это не интересно здесь. У нас другие амбиции. Здесь ко всем национальностям относятся весьма хорошо и, исходя из этого, не возникает какая-то необходимость для того, чтобы лоббировать интересы.
Нина Саргсян: – Несколько слов об армянских СМИ в Беларуси.
Карен Мурадян: - У нас есть прекрасная газета «Миасин». К сожалению, мы перестали её выпускать в печатном варианте, но существует её интернет-версия. Всё, что связывает Беларусь и Армению, все самые актуальные новости из Армении, а также достижения армян в мире публикуются на сайте. Редактором является Диана Шибковская.
Нина Саргсян: - О СМИ поговорили, о Церкви и ансамбле поговорили. Несколько слов о воскресной школе.
Карен Мурадян: - Помимо того, что там учатся маленькие детишки, дети школьного возраста, ещё есть группа, которая состоит из взрослых, в том числе и их друзья – славяне. Мы в нашей школе сделали классный спектакль «Анаит». Режиссер-постановщик спектакля Карине Акопян. Она является учителем в нашей воскресной школе. Школа является существенным и серьезным фундаментом в деятельности общины.
Нина Саргсян: - Мы поняли, что община работает, например, через воскресную школу, через фестивали, а какие ещё мероприятия проводятся в рамках общины?
Карен Мурадян: - Мы проводим лекции по архитектуре Армении. Также проводим литературные вечера. Мы выбираем автора, выбираем человека, который это будет готовить материал: биографию, произведения автора; он раздает всем желающим через социальные сети текст для дальнейшего чтения. Читаем мы только на армянском языке. Строго на армянском языке. Посещаемость взрослых на таких вечерах выше.
Нина Саргсян: - Какие у вас планы на будущее у общины?
Карен Мурадян: - Привлекать и вовлекать ещё больше людей, чтобы они осознавали, что являются частью чего-то бОльшего, представлять достойно нашу республику.
Нина Саргсян: - Как вы думайте, в чём армянская национальная идея?
Карен Мурадян: - Ответ на этот вопрос перекликается с нашей огромной культурой. Наверное, в ходе событий последних двух веков, не смотря ни на что, мы жили не вопреки, а ради чего-то. Наша национальность любит жизнь и свободу. Ведь что есть у Армении?! Какие ресурсы есть у Армении?! Почти никаких. Но меня лично восхищает тот факт, что почти не имея каких-либо ресурсов мы находимся там, где Айк убил Бэла. Мы не растворились и не потерялись. Мне этот вопрос очень понравился. Спасибо.
Нина Саргсян: - Что бы вы пожелали армянской диаспоре?
Карен Мурадян: - Мы все знаем, что среди нас есть и хорошие, и плохие. Если вы знаете, что есть плохой армянин – не судите по нему одному всех остальных. И не отказывайтесь вы от того, что вы – армянин. Нельзя терять свою идентичность, отворачиваться от своих же. Это слово («армянин») нам дорого обошлось.
Мы благодарим общину г. Минска за тёплый приём, а Карена за прекрасную встречу, поскольку за рамками интервью осталось еще много интересного.