Дань памяти
С 20 по 24 апреля армянское сообщество Нижнего Новгорода проводило мероприятия, посвящённые памяти жертв геноцида 1915 года. Эти несколько дней, проведённых на лекции «Первый геноцид XX века» в Центре арменоведения; на вечере траура в ночь с 23 на 24 апреля и на молебне за упокой душ усопших 24 апреля в армянской Апостольской церкви «Сурб Аменапркич», лишь ничтожно малая доля того, что смогли сделать армяне, отдавая дань памяти полутора миллионам зверски убитых армян. Кто счёл своим долгом христианина и гражданина почтить память невинно погибших, и в очередной раз напомнить себе и миру об одном из величайших преступлений против человечества - Геноциде 1915г - в ночь с 23 на 24 апреля находился во дворе церкви «Сурб Аменапркич».
С благословления настоятеля церкви отца Себеоса, мероприятие проводилось молодёжной организацией. В центре мероприятия - трагедия по имени Геноцид, наше горе и страдание, наш траур по погибшим, а также борьба за жизнь, стремление выжить и победить. Во дворе церкви молодёжь в чёрных майках, на спинах которых была выбита кровавая дата 1915, выстроили из чёрных полотен крест, который после ночной службы по погибшим стал горящим. Под тревожные 98 колокольных ударов и гробовое молчание сотен людей, ребята, опустив полотна в траурную рамку, выстроили в ней из 400 горящих лампад пылающий крест. Пробирало до мурашек. Никто не мог скрыть эмоций, независимо от возраста и национальности, плакали все.
А 24 апреля был молебен по усопшим и возложение цветов к хачкарам. Снова наша молодёжь была на высоте! Всем прихожанам были розданы красные ленточки с чёрной датой -1915. После молебна и обращения отца Себеоса к прихожанам, траурные ленточки были прикреплены на макет с картой геноцида армянского народа.
Геноцид - это не межконфессиональный конфликт, это не депортация, как любят говорить турки, а как писал венесуэльский писатель Рафаэль де Ногалес – это преступление: «… Армян расстреливали, вешали, травили, резали, душили, топили. Они умирали всеми смертями, возможными на земле во все времена…». Несмотря на то, что мир долгое время скрывал и отрицал факт геноцида, свидетельства в «пользу» трагедии собирались, откладывались, сохранялись в нашей памяти. Исторические доказательства геноцида - это мы, армяне, живущие в XXI веке в изгнании, рассеянные по всему миру. И если бы мы были в одной стране – это был бы один голос, но мы везде, нас миллионы голосов. Нельзя, чтоб безнаказанность превратилась в норму, и мы взываем к совести международного сообщества: призвать Турцию к признанию Геноцида.
Лидия Григорян