Вы здесь

Ани Мхитарян: "Ведь кровь не вода..."

Я каждый раз, волнуюсь и робею, словно впервые, когда предо мной ставится задача дать оценку действительности, относительно полиэтнического климата в современной России.

Прежде чем приступить к анализу данной проблематики, я расскажу вам немного о себе.

Дома хранится генеалогическое древо по линии моего отца. Оно описывает историю десятков людей моего рода за последние двести лет. Чем старше я становлюсь, тем чаше пересматриваю, вдохновенно представляя моих широкоплечих прадедов и нежных, как деревце чинар, прабабушек. Чарующий запах теплого хлеба, испеченного в тонире чернобровой красавицей, напевы Саят-Новы, виноградная лоза, наклонившаяся к окну и покрытая вечными снегами вершина библейской горы, казалось бы, столь близкая, что до нее рукою можно дотянуться. В этот миг на ум приходят строчки стихотворения Марии Петровых:

«На свете лишь одна Армения,

Она у каждого - своя.

От робости, от неумения

Ее не воспевала я.

Но как же я себя обидела -

Я двадцать лет тебя не видела,

Моя далекая, желанная,

Моя земля обетованная!»

После распада СССР, фактически, в одночасье потеряв «старшего брата» в лице России, 14 республик как будто осиротели. Экономическое состояние государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, сократилось промышленное и сельскохозяйственное производство. Началась страшная волна безработицы. К концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров и молодых людей, встала проблема выживания. В этой патовой ситуации моя семья, как и сотни тысяч других, находясь в поисках пристанища, иммигрировала в Россию. Так, на моем личном примере, началась история интеграции армянского этноса в новую социокультурную среду.

Сегодня мне уже двадцать лет, и словно моими устами слагала свои стихи Мария Петровых. Я время обвинять не стану. Так сложилась жизнь. Мы уже «блюда» другой эпохи. Очевидно, не раз я задавала себе вопрос: а что если бы система не пережила крах? Какое сознание диктовало бы правду? Какие дороги обошли бы стороной?

Но здесь и сейчас я с гордостью говорю: восхищаюсь Пушкиным и Туманяном одинаково. Болею душой за Россию, за ее благополучие, люблю березовые рощи и закат на Волге. Люблю многообразие культур народов, проживающих на ее территории.

Сделав шаг назад в прошлое, давайте вспомним предание о Всемирном потопе, согласно которому Ной набрал в ковчег каждой « твари по паре», при этом там были животные как « чистые», так и «не чистые». Все эти творения Господа мирно сосуществовали на корабле на протяжении потопа. Причалив к горе Арарат, каждый сошел на берег, сохранив свою индивидуальность.

.Многонациональная, а если быть точнее, полиэтническая Россия подобна ковчегу Ноя. На протяжении веков российская цивилизация развивалась, как сложное сообщество наций и культур, органично дополняющих и обогащающих друг друга. Сегодня молодое поколение разных национальностей, находясь на пути созерцания и созидания, сталкивается с рядом ксенофобских настроений, вносящих дисбаланс в развитие нашего с вами общества.

С тревогой в душе стоит признать тот факт, что в последние годы наблюдается нарастание межнационального противостояния, в которое все чаще втягивается молодежь. Так, по данным соцопроса «Левада-центр», 75% жителей Москвы, к примеру, опасаются возможных конфликтов и столкновений межэтнического характера. В целом же по России такую возможность допускают больше половины россиян. Никогда прежде социологи не фиксировали столь высокий уровень обеспокоенности по данному вопросу.

В отдельных регионах продолжают действовать сепаратистские движения и террористические группировки, позиционирующие национальную ненависть и религиозную нетерпимость. Кроме того, на территории всей страны фиксируются вспышки взаимной вражды между представителями государствообразующего народа и национальных меньшинств. Здесь можно сослаться на декабрьские события 2010 года на Манежной площади, когда простая бытовая драка обернулась целым «фестивалем» межэтнических распрей.

События в Кандопоге, на Манежной площади, а также другие конфликты на межэтнической почве, безусловно, не позволяют нам говорить о том, что в сфере межкультурного диалога все благополучно.

На сегодняшний день, на мой взгляд, можно выделить ряд причин межэтнической напряженности. Одним из доминирующих является социально-экономический фактор, процесс миграции. С точки зрения социологического подхода объяснение причин конфликтов базируется на анализе этнических параметров основных социальных группировок (классы, социально-профессиональные группы и т.д.). В данном случае речь идет о так называемой этносоциальной стратификации, когда представители одной этнической группы занимают верхние ярусы социально-классовой пирамиды. Тем самым они создают привилегированное себе положение, что начинает раздражать представителей коренного населения, находящегося в зачастую чудовищном социально-экономическом положении. Этот феномен вполне правомерно рассматривается как источник и побудительный мотив для межэтнической напряженности и открытых конфликтов во многих регионах мира. Россия здесь, отнюдь, не является исключением.

Информационное поле межэтнического взаимодействия еще одна хромающая сторона этой медали. Сегодня в средствах массовой информации мы все чаше сталкиваемся с абсолютным непрофессионализмом в области этножурналистики. Этнически окрашенная информация, передаваемая в массовое сознание, может способствовать как стабильности и спокойствию в обществе, интегрируя полиэтничное население, так и его дезинтеграции, а потому, является потенциально опасным инструментом. Этот факт нельзя ни в коем случае упускать из виду. У преступности не должно быть национальности. Задача журналистов донести этот факт до общественности. На деле же мы получаем щедрую подпитку всех стереотипов, что сложились вокруг того или иного предмета, той или иной этнической группы.

Говоря о стереотипах, что сложились именно в молодежной среде, не могу не остановится на «кавказском». Прописная истина - национальные стереотипы возникают и живут в сознании из-за слабости нашего критического мышления. Так называемый «кавказский стереотип», пожалуй, наиболее закрепившийся и имеющий место быть, становится неким скальпелем в руках хирургов. Этим уже почти «брендом» аргументируют все невзгоды современной России. Да, проблемы существуют. Да, имеет место излишнее эпатажное поведение представителей тех или иных национальностей. Но возникает вопрос: стоит ли позиционировать аморальность того или иного человека как деяние одних этнических групп по отношению к другим? Проблема способности объективно оценивать ближнего своего, принимать его культуру и воззрения, отчасти скомпрометирована уже сформировавшимися установками. В конформистском обществе, где ты одержим стадным инстинктом, где, фактически брошен вызов, с трудом получается на миг оторваться и взглянуть на окружающее нас в более широком диапазоне. Эту боязнь неизведанного принято называть ксенофобией. Мои коллеги, представители молодежных культурных автономий, студенческих и детских объединений, солидарны со мной в том тезисе, что подобного типа проблемы возникают по одной простой причине: низкому уровню грамотности подрастающего поколения. Как показывает опыт работы со старшеклассниками и студентами младших курсов, багаж знаний о традициях, истории и религии народов, проживающих в соседстве вместе с нами под одной крышей, либо скуден, либо сводится к нулю.

Радикальные протестные состояния, социальный нигилизм возникают не на пустом месте, но как реакция молодых людей на пренебрежительное отношение к себе. Именно на этой почве часто возникают бытовые и культурные конфликты, в урегулировании которых важную роль могут сыграть религиозные общины, национально-культурные общества, землячества и студенческие союзы. Так вот, следующей причиной всех этих межэтнических «бед» является отсутствие консолидации всех этих общественных объединений, отсутствие диалога и желания четко представлять свою гражданскую позицию! Я считаю, что в том бесхребетном состоянии, в котором находимся мы, по определению мы не можем называться гражданским обществом! Какова наша позиция относительно экстремизма? Каков алгоритм работы в направлении сглаживания конфликтов и гармонизации климата в области межкультурной коммуникации? Когда каждый из нас прекратит тянуть одеяло на себя и научится в команде преодолевать трудности?

История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны, открывало путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. Нам известен факт, что 4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, тем самым продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. И нам сегодня стоит выстраивать грамотную, дружелюбную межкультурную коммуникацию на примере чести и доблести сынов нижегородской земли.

Каково же по мнению молодежи решение данной острой проблемы? Вопрос действительно сложный! Выше перечисленные причины, как факторы, сдерживающие динамику развития страны в целом, угрожающие единству и процветанию государства, очевидно, должны предаваться огласке. На данном этапе принимается попытка консолидации сил молодежных объединений как внутри нижегородского региона, так и внутри страны в целом. Уже сегодня мы имеем опыт работы со школьниками старших классов, детьми сиротами, студентами ведущих вузов в разных областях: культуре, науке, спорту. По мнению молодых лидеров, лидеров общественного мнения, власть должна обратить внимание на проблемы воспитания интернационализма и патриотизма в вузах и школах, способствовать созданию и поддержке институтов гражданского общества, занимающихся вопросами укрепления межнационального мира и согласия и утверждением принципов толерантности в российском обществе. СМИ и политические партии должны руководствоваться этикой профессиональной деятельности. Национально-культурным обществам необходимо сконцентрировать свои усилия в направлении помощи своим вновь прибывшим соотечественникам в адаптации и интеграции в российскую социокультурную среду. Очевидно, нам придется еще не один десяток лет работать в направлении формирования достойного представления о культуре и нравах народа, к которому каждый из нас принадлежит, преодолевая уже прочно осевшие в умах людей образы.

В завершение я хотела бы процитировать речь главы Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Кирилла: «Важно понимать, что ненависть к людям другой национальности не имеет ничего общего с любовью к своему народу».

Эти поистине мудрые строки содержат в себе развернутый ответ на все вопросы, которые перед нами встают. Сегодня новому поколению должна быть ясна мысль, что на каком бы языке ни говорили, к какой народности или нации ни принадлежали бы, какая религия ни была бы, каждый из нас, словно близнецовая душа, имеет идентичные духовно-нравственные принципы. На языке любого народа мама и папа - это святое, дети - цветы жизни, а честь и достоинство превыше всего. И залог межнационального мира и единства России – в сохранении национальной, культурной и духовной идентичности живущих в ней народов.

Говорят, в жизни нет простых случайностей. И все так, как должно быть. Очевидно, я по праву могу называть себя счастливой, имея возможность дружить и работать с представителями разных культур. Прикасаться к историческому наследию разных этносов. И с каждым разом, принимая это богатство, я начинаю все реже и реже задавать вопрос: «Кем я стала бы, сложись все по-другому?».

Уверена, я еще не один раз с приятным волнением буду перечитывать свое генеалогическое древо, представляя славные картины жизни моих предков. В моем саду в России не растет абрикос и с рассветом не всходит в окне очертание библейской горы, но мелодия любви к Армении, на нижегородской земле, звучит оркестром. Ведь кровь не вода...

 

Ани Мхитарян, г. Нижний Новгород

comments powered by HyperComments