You are here

29 сентября в концертном зале "Юпитер" состоялся концерт Государственного ансамбля армянской народной песни "Саят-Нова"

sayatnova01Я сохранил достоинство,

Изведав бед немало

------------------

Кто я, и как меня звать?

Доблесть моя какова?

Имя моё- Арутин,

прозвище- Саят Нова!

Грамоту я изучил,

знаю азы мастерства!

Слово моё загреметь

купол небесный заставит!

 

СЛОВО О САЯТ-НОВЕ

Великий ашуг (поэт, сочинитель и исполнитель своих песен) Саят-Нова родился в Тифлисе в 1719 году в армянской семье.

Отец - махтеси Карапет, родом из Алеппо (Сирия), мать - Сарра (из Грузии).

Подлинное имя поэта - Арутин.

В раннем детстве мальчика отдали обучаться мастерству ткача, и именно тогда он увлекся песней (что было обычным явлением в среде армянских ремесленников - ашугов). Ашугские песни увлекли его так, что в свободное время он убегал слушать состязания певцов и сам учился играть на каманче, чонгуре и таре. Рано стал Арутин сочинять песни, которые распевал сначала в домах родственников, потом - у знатнейших тифлисцев. Успех побудил талантливого юношу отдаться ремеслу певца. Вскоре он стал любимейшим ашугом во всем Тифлисе, прославившись под именем Саят-Нова.

Этимология ашугского имени "Саят-Нова" - "Царь песнопений", "Владыка музыки", но в настоящее время наиболее верным считается "Внук Саада" или "Саадян".

Гений Саят-Новы в равной мере проявился в сочинении песен на языках трех народов Закавказья: армянском, азербайджанском, грузинском. Этому способствовала атмосфера многонационального Тифлиса тех лет - культурной столицы Закавказья. Ашугов было много, но он оказался самым непревзойденным. Грузинским царем Ираклием II, большим политиком и поклонником искусств, Саят-Нова был взят ко двору в 1744 году и оставался там до 1759 года, став ведущим среди придворных музыкантов не только как одаренный сочинитель и исполнитель, но и как великий новатор. Он утвердил и освятил для песен ашугов особую форму стихов, приближающуюся к персидской "газели", что было востребовано не только при дворе, но и там, где наряду с политическим влиянием особенно ощущалось культурное влияние Ирана. Ираклий II всячески пытался объединить силы трех основных народов Закавказья - грузин, армян, азербайджанцев, создать единый фронт, и искусство Саят-Новы "как нельзя лучше отвечало политике Ираклия II".

Певец влюбился в сестру Ираклия II - красавицу Анну Батонашвили. Любовь была безответной, трагической - но эта любовь сделала его величайшим лириком, поистине "поэтом оттенков, живописавшим нежной и тонкой кистью". "Он один из высших мастеров звукописи, каких знала мировая поэзия", - писал В. Брюсов.

"Я в жизни вздоха не издам, доколе джан ты для меня!

Наполненный живой водой златой пинджан ты для меня!

Я сяду, ты мне бросишь тень, в пустыне - стан ты для меня!

Узнав мой грех, меня убей: султан и хан ты для меня!"

***************

"Я на чужбине соловей, а клетка золотая - ты!

Пройдешь, как по ковру царей, лицо мне попирая, ты!

Твои ланиты - роз алей, как образ дивный рая - ты!

Как шаха, я тебя молю: молчишь, не отвечая, ты!"

Зависть придворной среды, бесконечные козни и наветы в конце концов достигают своей цели. Ираклий II резко меняет свое отношение к Саят-Нове. Саят-Нова - в немилости у него. Поэт потрясен, но сохраняет достоинство.

"Оставь меня! Хитрить, платить бесчестью дань я не хочу!

Я униженья не хочу, в ногах валяться не хочу!

Исподтишка передавать чужую брань я не хочу!

И сколько б ни твердили мне: "Двуличным стань!" - я не хочу,

Я простолюдин, а не князь. Другого званья не хочу".

Саят-Нова был насильственно пострижен и выслан в Персию. Со временем был переведен в Грузию, в деревню Кахи, где служил в церкви. В 1770 году умирает его жена - Мармар, и поэт вступает в монашество, в Ахпатский монастырь, приняв имя Давида.

Согласно архивным исследованиям О. Туманяна, он был возведен впоследствие в сан тифлисского епископа. Находясь в Ахпате, Саят-Нова узнает о приближении к Грузии войск персидского шаха Ага-Мехмеда. Озабоченный судьбой своих детей, спешит в Тифлис (у него было двое сыновей: Оган и Меликсет, и две дочери: Сарра и Мариам). Он отправляет их на Северный Кавказ, в город Моздок, а сам остается в Тифлисе. Персидские воины настигают поэта, молящегося вместе с толпой народа в церкви под Большой Крепостью, требуют, чтобы он вышел и отрекся от своей веры. Он отказывается подчиниться и испускает дух под ударами персидских сабель.

"Из церкви нет, не выйду я,

Не отрекусь я от Христа".

Это был сентябрь 1795 года.

Родившись в 1719 году и уйдя в 1795 году, он наполнил своей жизнью 18 век.

Плита на его могиле у малого северного входа в церковь под Большой Крепостью была установлена через 119 лет (25 мая 1914 года) на пожертвования народа, благодаря стараниям Ованеса Туманяна и художника Геворга Башинджагяна. Надпись на плите:

"Не всем мой ключ гремучий пить, - особый вкус ручьев моих!

Не всем мои писанья чтить, - особый смысл у слов моих!

Не верь: меня легко свалить, - гранитна твердь основ моих!"

К сожалению, до нас дошла лишь часть поэтического наследия Саят-Новы: 66 стихов на армянском, 34 - на грузинском, 115 - на азербайджанском. В печатном виде на русском языке в журнале "Кавказ" в 1851 году появились статья о Саят-Нове и несколько его стихов в переводе Я. Полонского, который, находясь в Тифлисе, познакомился с творчеством Саят-Новы и был очарован его лирикой. В том же году петербургский журнал "Отечественные записки" перепечатал эти стихи.

И только через год, в 1852 году, появился в печати сборник стихов Саят-Новы на армянском языке. Далее в 1854 году в Москве в книге переводов "Песни разных народов" М.В. Берга особое место заняли песни Саят-Новы.

В 1916 году в "Антологии армянской поэзии с древнейших времен до наших дней", изданной под редакцией В. Брюсова, появляются 12 стихотворений Саят-Новы в блестящем переводе В. Брюсова.

В советские годы юбилей Саят-Новы (250-летие) отмечался по всему миру решением Всемирного Совета Мира. И поныне ежегодно в Грузии и в Армении отмечается день рождения Саят-Новы.

В завершение приведем слова В. Брюсова: "Такими поэтами, как Саят-Нова, может и должен гордиться весь народ; это - великие дары неба, посылаемые не всем и не часто; это - избранники провидения, кладущие благословение на свой век и на свою родину".

 

29 сентября в концертном зале "Юпитер" состоялся концерт Государственного ансамбля армянской народной песни "Саят-Нова". Ансамбль был приглашен нашей организацией, и мы рады, что не только Москва, Санкт-Петербург и ряд других городов России удостоились чести увидеть этот прославленный коллектив, но и Нижний Новгород.

Турне ансамбля, запланированное "Союзом армян России", посвящено юбилейной дате - 300-летию Саят-Новы, великого народного певца-ашуга, почитаемого всеми народами Закавказья, несравненного лирика, воспевшего любовь как высший земной и небесный дар, доставшийся Человеку. Человек с его многокрасочным, богатым миром, с его чувствами, раздумьями, жаждой счастья и справедливости - святая святых поэтического мира Саят-Новы. Песни Саят-Новы с их чарующей мелодией и утонченным поэтическим словом не померкли за три столетия. Они взволновали и нас до глубины души, очаровали, как и три века назад его современников. Ансамбль "Саят-Нова" великолепным исполнением перенес нас в поэтический мир, одарив особыми, светлыми чувствами, осознанием своих корней и причастности к прекрасному - таково свойство подлинного, высокого искусства. Надо было видеть, как светились глаза зрителей, выходящих из зала, - все лица были прекрасны!

Общее мнение: нас озарили светом и напоили родниковой водой.

Хочется отметить высокое вокальное и исполнительское мастерство каждого артиста, замечательно задуманный сценарий концерта, его естественное течение и, при этом, абсолютную утонченность.

Все захватило зрителя: костюмы, волшебное звучание каманчи (любимого инструмента Саят-Новы) и других народных инструментов, гармонично вписанные народные танцевальные и шуточные номера, живое общение ведущего со зрителем - во всем вкус, чувство меры, дыхание эпохи Саят-Новы, Тифлиса - культурной столицы Закавказья тех лет, с его многоголосьем, многоцветьем, благоуханными ароматами Востока, и ощущение присутствия самого Саят-Новы. Нас одарили чувством, которое называется "счастье". Спасибо за это ансамблю "Саят-Нова", спасибо, маэстро Товмас Погосян!

Искренне жаль людей, которых по какой-то причине не было в зале.

Живя вдали от исторической Родины, мы не теряем зримых и незримых связей с ней. Ежедневно мы смотрим армянские телеканалы. Радуемся успехам и переживаем неудачи. Но все-таки, все-таки... не скроем, огорчаемся, что в телепрограмме более чем скромно представлена национальная классика, народное искусство. Может и поэтому ансамбль "Саят-Нова" для многих, особенно для молодежи, был откровением. Духовное наследие нашего народа велико и бесценно, и именно ему должно быть предоставлено особое место на телеэкране. Это нужно и взрослым, и особенно молодому поколению, ибо пока жива культура - жива нация.

Надеемся, что руководители телеканалов, министерство культуры Армении услышат нас - несколько миллионов, живущих за пределами Армении.

 

P.S. Благодарим:

- Алекяна Агаси, Григоряна Валерия, Меликсетяна Александра, Хачатряна Артура - спонсоров концерта! Без их поддержки концерт не состоялся бы.

- Каринэ Кочарян - за многодневную и многотрудную работу по организации концерта.

- Ани Мхитарян - за прекрасное вступительное слово.

- И отца Себеоса за вдохновенное приветствие и благословение!

comments powered by HyperComments